Якорная цепь для судов и ее преимущество
По мнению многих шкиперов, у каждого судна должен быть хороший, надёжный швартовный линь. Это важно не только при швартовке в тихой, идиллической бухте, но и тем более во время сильного ветра или волнения на море. Правильный выбор якорной цепи не только облегчит жизнь на борту, но и будет иметь решающее значение для безопасности вашего судна и экипажа. Правильно подобранная якорная цепь поможет обеспечить бесперебойную эксплуатацию судна в течение многих лет.
Какой может быть цепь для якоря
Якорные цепи бывают разных типов, и каждая из них имеет свои характеристики и особенности, повышающие её эффективность. Имеется широкий ассортимент продукции, отвечающей всем требованиям. Однако для всех цепей характерно одно: разрывная нагрузка цепи должна быть такой, чтобы она могла выдержать силы, возникающие под воздействием течения, ветра и волнения в любой ситуации, учитывая при этом размер судна, глубину воды и место стоянки. Вес якорной цепи вашего судна также является важным фактором, как и удобство обращения с ней на борту. Поэтому якорная цепь для судов часто используется для швартовки в комбинации с тросом.
Как правильно выбрать якорные цепи и якоря
Выбор подходящей якорной цепи зависит в первую очередь от типа вашего судна и района, в котором вы плаваете. Горячеоцинкованная стальная цепь для якоря широко используется для швартовки в северных широтах. Цепи этого типа стоят относительно недорого, но они также обладает свойствами, которые необходимо учитывать. Из-за своей шероховатой поверхности ил и водоросли довольно часто прилипают к ней. Кроме того, цинковое покрытие может разрушиться на морском дне, что может привести к появлению ржавчины на повреждённых участках.
Кроме того, когда якорь поднят, горячеоцинкованная стальная цепь не скользит в скважине так же хорошо для безопасной швартовки. Цепь может образовывать «пирамиду», что означает, что подвешенная часть не будет достаточно тяжёлой для того, чтобы утянуть цепь вниз в её шахту. Это не относится к гладким цепям из нержавеющей стали. Но они примерно в три-четыре раза дороже, а некоторые сплавы сильно подвержены коррозии особенно в тёплых водах. Солёная вода буквально разъедает сталь и образует пористость, которая, хотя иногда её трудно обнаружить, может привести к неожиданному разрушению цепи под нагрузкой. Высококачественная, так называемая высокопрочная сталь или дуплексная сталь должны предотвратить такой сценарий, но другие продукты также обеспечивают устойчивость к коррозии.
Какой толщины должна быть якорная цепь
Не существует установленных рекомендаций по толщине цепи, поэтому всё зависит от владельца судна или шкипера. Вы сами решаете, какая якорная цепь лучше всего подходит для вашего судна. С чисто финансовой точки зрения якорная цепь, конечно, никогда не должна быть слишком большой. Однако опытные лодочники, как правило, выбирают немного более толстые цепи для безопасности в экстренных случаях.
Необходимая толщина звеньев цепи определяется размером судна, т. е. его весом и разрывной нагрузкой якорной цепи. Она варьируется в зависимости от материала, из которого изготовлена цепь. Некоторые спецификации основывают расчёт разрывной нагрузки цепи на водоизмещении судна, которое представляет собой вес судна по отношению к его массе. Средняя разрывная нагрузка для десятимиллиметровой стальной цепи составляет около 80 кН. Минимальная разрывная нагрузка в соответствии с DIN 766 составляет 4 т для круглой стальной цепи диаметром 10 мм.